МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГРАНТОВОМУ ПРОЕКТУ «ЗНАТОК РУССКОГО ДОНБАССА 2.0», РЕАЛИЗУЕМОГО РОО «РУССКИЙ ЦЕНТР» ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПФКИ
Тематика: 10 лет боевых действий в Донбассе
Более десяти лет Донецкая Народная Республика и ее главный город Донецк находятся на линии фронта. Не признав госпереворот на Украине в 2014 году, жители ДНР и ЛНР начали борьбу за независимость и последующее присоединение к Российской Федерации.
Долгих восемь лет, с 2014 по начало 2022 года, Донбасс был вынужден отстаивать свои ценности с оружием в руках, в основном, силами ополченцев. В краю шахтеров и металлургов их нашлось немало: в ополчение шли и стар, и млад. При этом сюда прибывали добровольцы из самых разных стран мира. По некоторым подсчетам, защищать независимость ДНР и ЛНР из-за «кордона» прибыли около 50 тысяч человек.
Начало в 2022 году Россией специальной военной операции было не только своевременным, но и крайне необходимым. В противном случае Донбасс бы ждала настоящая катастрофа, и счет жертв среди мирного населения шел бы на многие десятки, если не сотни тысяч.
До сих пор Донецкая Народная Республика ежедневно подвергается ракетным и артиллерийским обстрелам, до сих пор здесь гибнут и получают ранения мирные жители, которые к этой войне имеют лишь опосредованное отношение: они просто живут здесь. Жизнь дончан тем не менее постепенно улучшается благодаря военным, которые двигают фронт всё дальше от города. Чем сегодня живет прифронтовой Донецк, о военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, вы узнаете, готовясь к решению вопросов тематического блока «10 лет боевых действий в Донбассе».
Программа подготовки предусматривает повторение следующих ключевых тем и вопросов:
Тема 1. Донбасс и Юго-Восток Украины в 1991 – начале 2000-х гг.
Первый «майдан» как новый виток нарастания кризисных явлений внутри украинского государства. Политические и социально-экономические процессы 2005–2014 гг. Формирование предпосылок распада Украины.
Тема 2. «Русская весна» в Донбассе. Образование Донецкой Народной Республики
Массовые акции протеста против признания результатов прозападного государственного переворота 21 февраля 2014 г. в Киеве, утвердившего нелегитимный компрадорский олигархический режим, опиравшийся на поддержку праворадикальных организаций и военизированных нацистских группировок. Провозглашение Акта о государственной самостоятельности ДНР 7 апреля 2014 г. Референдумы 11 мая 2014 г. о политическом статусе ДНР и ЛНР.
Тема 3. Гражданская война в Донбассе. Военные действия в 2014-2015 гг.
Оборона Славянска. Оборона Шахтерска. Южный (Изваринский) «котел». Сражение за Саур-Могилу. Оборона Миусинска. Оборона Иловайска. Иловайско-Амвросиевский котел. Бои за Донецкий аэропорт. Освобождение Дебальцево (Дебальцевский «котел»).
Тема 4. Становление государственности Донецкой Народной Республики
Государственное и армейское строительство. Меморандум об основах государственного строительства, политической и исторической преемственности. Минские соглашения, Второе минское соглашение. Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Донецкая Народная Республика в 2018–2020 гг. Концепция внешней политики ДНР.
Для подготовки к решению заданий, соответствующим темам 1,2 целесообразно обратиться к учебному пособию
В предложенных учебных пособиях отражены важнейшие события новейшей истории и современности, в том числе недавние – Провозглашение ДНР и ЛНР, военные действия гражданской войны, их постепенная интеграция в РФ:
Историческое краеведение. Страницы истории Донбасса: новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.2 – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 172 с.
https://cloud.mail.ru/public/QRij/nu4aKuYDB
В учебном пособии История (история Донбасса: от древности до современности): учебное пособие / под общей редакцией Л.Г.Шепко, В.Н.Никольского. – 2-е изд., изм. и доп. – Донецк: ДонНУ, 2020. – 703 с. https://cloud.mail.ru/public/6v9M/4dS2oWmgu освещаются ключевые проблемы истории Донбасса от древности до 2022 г. – образования независимых народных республик ДНР и ЛНР.
Различные аспекты истории Донецкой Народной Республики в период 2014 – 2022 гг. отражены в монографии «Очерки истории Донецкой Народной республики». Она является первым изданием, в котором собран комплексный материал, объединенный основной темой – становление ДНР. Ознакомитбся с данным материалом можно по ссылке Очерки истории Донецкой Народной Республики / Под ред. Л. Г. Шепко, В. В. Разумного, А. В. Колесника. – Донецк: ФГБОУ ВО «ДонГУ», – М.: Издательство «Перо», 2024. – 259 с.
https://cloud.mail.ru/public/rfWn/8M492j62k
Словарь понятий и терминов по истории Донбасса охватывает основные темы по отечественной истории. В нем раскрыты термины, используемые в учебном пособии «История (история Донбасса от древности до современности)». Он построен по тематическому принципу, понятия сгруппированы в соответствии с разделами пособия. Включает термины из области социально-экономической, политической, культурной истории. Обращение к словарю необходимо для подготовки к выполнению заданий на определение соотношений «термин-его определение».
Словарь понятий и терминов к учебному пособию «История (история Донбасса от древности до современности)»: справочник / под общей редакцией Л. Г. Шепко, О. Б. Пеньковой. – Донецк: ДонНУ, 2018. – 74 с.
https://cloud.mail.ru/public/aFXu/bDPXAny3H
Справочный материал, посвященный геральдике Донбасса, выдающимся личностям, рожденным, трудившимся или прославленным в Донбасской земле, картография размещены на сайте Имена ДОНБАССА: летопись исторические вехи Донбасса https://letopis.donbass-name.ru/
Внешнеполитические события 2014–2022 гг. СВО отражены на страницах История России : учебник для вузов / Под ред. Ю. А. Петрова. – М.: Наука, 2024. – 521 с. – ISBN 978-5-02-041126-5 https://cloud.mail.ru/public/H7Q3/cqR4pDfUv
Материалы, приведенные в интернет-ресурсах, учебных пособиях и справочной литературе, помогут справиться с такими видами заданий, как:
- Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких;
- Задания с выбором нескольких правильных ответов;
- Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями;
- Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов;
- Задания со свободным ответом;
- Развернутые задания творческого характера.