МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГРАНТОВОМУ ПРОЕКТУ «ЗНАТОК РУССКОГО ДОНБАССА 2.0», РЕАЛИЗУЕМОГО РОО «РУССКИЙ ЦЕНТР» ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПФКИ
Тематика: История Донбасса
Задания по истории являются одними из самых сложных и многогранных испытаний, поскольку требуют не только знания фактов, но и способности к анализу исторических процессов, понимания причинно-следственных связей и умения работать с источниками.
История, как дисциплина, охватывает большое количество хронологических периодов, событий и персоналий, что требует от участников тестирования умения упорядочивать информацию. Представленный методический материал позволяет структурировать знания и формировать целостное понимание исторической картины.
Программа подготовки предусматривает повторение следующих ключевых тем и вопросов:
Тема 1. Донбасс в древности (с древнейших времен до VIII в. н. э.) Памятники древней эпохи в нашем регионе. Наш край и античный мир. Великое переселение народов и историческая судьба Северного Приазовья и Подонцовья.
Тема 2. Россия и наш край в эпоху средневековья и канун нового времени (IХ – XVII вв.)
Земли Подонцовья и Приазовья в составе Хазарского каганата и Древняя Русь. Особенности политического и социально-экономического развития крупнейших русских земель. Наш край в ордынский период. Формирование Русского централизованного государства и усиление его юго-западных рубежей. Переяславская рада и ее историческое значение. Возникновение Слобожанщины и заселение земель Подонцовья. Донское казачество. Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией.
Тема 3. Укрепление позиций Российского государства в Восточной Европе и формирование Новороссии (XVIII в.)
Борьба России за выход в Азовское и Черное моря. Государственная и народная колонизация земель нашего края. Роль Российского государства в становлении Донецкого бассейна как нового экономического региона. Формирование земель Новороссии. Административно-территориальное разграничение региона.
Тема 4. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX – нач. ХХ вв.)
Промышленный переворот в Российской империи и его социально-экономические последствия. Зарождение и развитие промышленного производства в нашем крае. Роль иностранного капитала. Отмена крепостного права в Российской империи. Капитализация сельского хозяйства региона. Изменение состава населения Донецкого бассейна. Формирование рабочего класса; особенности состава рабочих Донбасса. Условия их жизни. Попытки реформирования политической системы России. Политика Александра I. Внутренняя политика Николая I. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. Общественно-политические движения против самодержавия: декабристы, народники и народовольцы, либералы, социал-демократы. Экономический кризис 1900-1903 гг., его причины и следствия. Монополизация промышленности, формирование финансового капитала и олигархии. Роль иностранного капитала. Аграрный вопрос в Российской империи. Столыпинская аграрная реформа: сущность, итоги, последствия. Первая российская революция 1905- 1907 гг. Политические партии: классификация, программы, тактика. Первая мировая война и участие в ней России. Наши земляки в Первой мировой войне. Кризис власти и его истоки.
Тема 5. Российское государство и Донбасс в годы революции и гражданской войны (1917-1920 гг.)
Свержение самодержавия в России. Двоевластие. Противостояние Украинской Центральной рады и Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Гражданская война на Юге России. Провозглашение Республики Советов в Украине. Возникновение Одесской Советской Республики, Донецко-Криворожской Советской Республики, Советской Социалистической Республики Тавриды и Донской Советской Республики. Иностранная военная интервенция на юге России и в Донбассе. Роль большевистской России.
Тема 6. Социально- экономическое и политическое развитие советского государства в 1921-1939 гг.
Донбасс в годы новой экономической политики. Образование СССР и его историческое значение. Переход советского руководства к плановой экономике. Итоги индустриализации Донбасса. Массовая коллективизация крестьянских хозяйств.
Тема 7. Великая Отечественная война. СССР и Донбасс в военные и послевоенные годы (1939-нач. 1950-х гг.).
Причины Второй мировой войны. Планы гитлеровского командования относительно Донбасса в войне против СССР. Мобилизация всех ресурсов страны. Оборонительные бои Красной Армии в 1941 году. Эвакуация на восток специалистов, материальных и культурных ценностей региона. «Новый порядок» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе. Борьба советских партизан и подпольщиков Донбасса с захватчиками. Освобождение Донецкого бассейна от гитлеровцев. Начало восстановления экономики региона. Роль советского государства. Помощь советских республик. Трудности восстановительного периода и результаты.
Тема 8. Попытки трансформации советского общества в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
Развитие индустрии. Ускорение научно- технического прогресса (вторая половина 1950-х – начало 1964 г.). Реформаторские поиски. Опыт Донецкого совнархоза (1957-1964 гг.). Новые явления в социальной сфере и повседневной жизни периода «оттепели». «Оттепель» в духовной сфере. Шестидесятники и диссиденты.
Тема 9. СССР и Донбасс в условиях нарастания кризисных явлений в стране (вторая половина 1960-х – первая половина 1980-х гг.)
Проявление застойных явлений (вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х гг.). Хельсинский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия. Конституция 1977 г. Достижения и проблемы социальной сферы. Социальная сфера Донбасса: от процветания к кризису. Обострение жилищной проблемы. Демографические проблемы. Развитие диссидентского и правозащитного движения. Борьба власти с инакомыслием.
Тема 10. Политические и социально-экономические процессы в СССР и Донбассе во второй половине 1980-х-1991 гг.
Переход от плановой экономики к рыночной (1985-1991 гг.). Сельскохозяйственное производство. Нарастание материальных, кадровых, производственных и демографических проблем села в Донбассе. Общественно-политическая жизнь в Донбассе. Рост общественно- политической активности в регионе в годы «перестройки». Возрождение многопартийности.
Тема 11. Распад СССР. Постсоветский период в истории Донбасса (1991-2014 гг.)
Проблема государственного устройства Украины. Участие местной элиты Донбасса в становлении и развитии регионального сотрудничества с Россией. «Оранжевая революция» 2004 г. и Донбасс. Попытка создания национальной (украинской) системы хозяйствования и ее результаты. Проблема сбора налогов и распределения государственного бюджета между регионами. Требования Донбасса. Социальное расслоение. Резкое падение уровня жизни населения региона. Маргинализация общества. Разрушение государственной системы социальной защиты, здравоохранения и образования. Обострение демографических проблем Донбасса. Обострение межнациональных отношений. Насаждение украинского национализма как государственной политики. Русофобия и попытки дерусификации Донбасса. Нарастание общественного противостояния в Украине по линии восток-запад. Государственный переворот в Украине 2014 года. Начало вооруженного противостояния украинских праворадикалов и их противников. Подъем стихийного протеста в Донбассе (март–апрель 2014 г.) и перерастание его в гражданскую войну.
Тема 12. Провозглашение ДНР и ЛНР. Военно-политическая и социально-экономическая ситуация в Донбассе в современных условиях (2014 – 2022 гг.).
Первые шаги ДНР на пути государственного строительства. Меморандум о преемственности ДКСР и ДНР. Борьба за дипломатическое признание. Минские соглашения (сентябрь 2014 г. – февраль 2015 г.) и их невыполнение Украиной. Гуманитарная помощь России. Программы экономического возрождения. Экономическая блокада республик со стороны Украины. Экономические, политические и социальные процессы в современном Донбассе.
Для подготовки к решению заданий, соответствующим темам 1,2 целесообразно обратиться к учебному пособию:
Историческое краеведение: Донецкий край в эпоху средневековья. 7 класс: учебное пособие / Сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В. – 2-е издание, дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 166 с. https://cloud.mail.ru/public/cwAz/eN9CkB7Tm
Разработанные по теме 3 задания охватывают основные темы учебного пособия Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса: эпоха Нового времени (XVI в. – конец XVIII в.). 8 класс: учебное пособие / Авт.-сост. Г.Г. Чепига. – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 196 с https://cloud.mail.ru/public/AirQ/vzy4kxJFC
В следующих предложенных учебных пособиях отражены важнейшие события новейшей истории и современности, в том числе недавние, — провозглашение ДНР и ЛНР, их постепенная интеграция в РФ:
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса ХХ века. (1900-1939 гг.) 10 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Хаталах О.В., Сиверская Е.В. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 252 с.
https://cloud.mail.ru/public/LfXx/n1o85bp3U
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.1 – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 200 с. https://cloud.mail.ru/public/wdi4/998tinGpm
Историческое краеведение. Страницы истории Донбасса: новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.2 – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 172 с.
https://cloud.mail.ru/public/QRij/nu4aKuYDB
В учебном пособии История (история Донбасса: от древности до современности): учебное пособие / под общей редакцией Л.Г.Шепко, В.Н.Никольского. – 2-е изд., изм. и доп. – Донецк: ДонНУ, 2020. – 703 с. https://cloud.mail.ru/public/6v9M/4dS2oWmgu освещаются ключевые проблемы истории Донбасса от древности до современности в контексте развития человеческой цивилизации: от появления человека на юго-востоке Европы, эпохи вхождения региона в состав Российского государства и до настоящего времени — до образования независимых народных республик ДНР и ЛНР.
Различные аспекты истории Донецкой Народной Республики в период 2014–2022 гг. отражены в монографии «Очерки истории Донецкой Народной республики». Она является первым изданием, в котором собран комплексный материал, объединенный основной темой – становление ДНР. Ознакомиться с данным материалом можно по ссылке:
Очерки истории Донецкой Народной Республики / Под ред. Л. Г. Шепко, В. В. Разумного, А. В. Колесника. – Донецк: ФГБОУ ВО «ДонГУ», – М.: Издательство «Перо», 2024. – 259 с.
https://cloud.mail.ru/public/rfWn/8M492j62k
Словарь понятий и терминов по истории Донбасса охватывает основные темы по отечественной истории. В нем раскрыты термины, используемые в учебном пособии «История (история Донбасса от древности до современности)». Он построен по тематическому принципу, понятия сгруппированы в соответствии с разделами пособия. Включает термины из области социально-экономической, политической, культурной истории. Обращение к словарю необходимо для подготовки к выполнению заданий на определение соотношений «термин-его определение».
Словарь понятий и терминов к учебному пособию «История (история Донбасса от древности до современности)»: справочник / под общей редакцией Л. Г. Шепко, О. Б. Пеньковой. – Донецк: ДонНУ, 2018. – 74 с.
https://cloud.mail.ru/public/aFXu/bDPXAny3H
Справочный материал, посвященный геральдике Донбасса, выдающимся личностям, рожденным, трудившимся или прославленным в Донбасской земле, картография размещены на сайте Имена ДОНБАССА: летопись исторические вехи Донбасса https://letopis.donbass-name.ru/
Материалы, приведенные в интернет-ресурсах, учебных пособиях и справочной литературе, помогут справиться с такими видами заданий, как:
- Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких;
- Задания с выбором нескольких правильных ответов;
- Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями;
- Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов;
- Задания со свободным ответом;
- Развернутые задания творческого характера.